ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

2. ОТНОШЕНИЕ ПОКОЛЕНИЙ[29]

При рассмотрении традиционных норм поведения необходимо сочетание этнического и социального аспектов. Речь идёт о традиционных нормах поведения, не регулировавшихся юридическими установлениями, а определявшихся исключительно общественным мнением. При работе с вопросником следует фиксировать и отклонения от нормы, но лишь для того, чтобы выявить, в чём выражалась норма с точки зрения данной группы.

1. Какими были крестьянские семьи в прошлом: кто входил в семью (старики, дети, снохи и зятья, внуки и т.п.)? Кто был главой в семье? Как понимать: глава семьи? Как относились к нему разные члены семьи (жена, сын, дочь, сноха и т.д.: могли ли ослушаться, что-либо ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ предпринять без его ведома – купить, уйти и т. д.)? Как называли друг друга при обращении (муж – жену, жена – мужа и пр.)?

Готовы ли были выслушать совет и последовать ему, выполнить просьбу, помочь старшему, сделать за него работу, подчиниться распоряжению? Обращались ли сын (дочь) за советом в связи с конфликтом в семье и как его воспринимали? Перенимали ли опыт в хозяйстве (в домашней работе, в полевой), в отношениях с соседями, детьми?

2. Изменились ли отношения между младшими и старшими в настоящее время ( расспрашивать по тем же вопросам)? Чем объясняются эти изменения? Выяснить, что перенимается от старших младшими беспрекословно: в семейных отношениях, в отношениях ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ к труду, в отношениях к собственным детям. Доверяют ли уход за детьми, их воспитание? Как принято приветствовать старых, пожилых, знакомых и незнакомых? Перенимаются ли обычаи отношения с соседями, например, можно ли просить в долг, взаймы, попользоваться (утварь) и что нельзя (например, соль, иголки)? Перенимаются ли детьми обычаи обращения с родственниками мужа (жены)? Как их называют? Можно ли у них гостить и когда именно (на какие праздники), как одаривать? Перенимается ли интерес к истории села, к его песням обычаям, праздникам?

3. Какое значение придавалось прежде родительскому благословению? В каких случаях прибегали к нему (свадьба, уход на заработки, на службу ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ, на войну и пр.)? Сохранились ли такие выражения: «благословить здоровьем», «благословить богатством», «благословить поучением», «благословить скотом и хозяйством», или благословить крестом, иконой? Были ли такие поговорки как «Благослови, да головы не сломи», «Благославясь, да и за работу», «Из одних уст и клятва, и благословение», «Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит»? Пользуются ли ими (или какими-либо другими) в настоящее время?

Как держали себя старшие и младшие при благословении? Верили ли в его благостную силу? Была ли связана вера в него с верой в Бога или с верой в силу материнской (отцовской) любви? Сохраняется ли обычай благословлять сейчас ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ? В какой форме, в каких случаях, какие слова говорятся?

4. Существовал и прежде обычай проклинать (проклятья) старшими младших и в каких случаях? Как это делал, какие слова произносили? Как относились к проклятью (что можно от него ждать)? Верят ли сейчас, что проклятье может принести несчастье? Не считается ли грехом произносить проклятья (грехом перед кем)?



5. Какую роль играли старшие в выборе судьбы своих детей: в выборе спутника жизни, в выборе занятий? Слушали ли их советы? Как обстоит дело сейчас? Влияет ли учитель (школа) на выбор профессии?

6. Какие прежде существовали поминальные обряды: церковные – поминать родителей в царствии небесном, в родительский ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ день на кладбище – на Радуницу – Фомина неделя, поминки по умершему (поминки в день похорон, в третины, в девятины, в полусороковины, в сороковины, в годовщину)? Какие слова говорят, встречая пришедших помянуть? Какие из них сохраняются сейчас? Участвует ли молодёжь и какого возраста? Не знают ли пословицы: «Живы родители – почитай, померли – поминай»? Совершаются ли какие поминовения на могилах? Когда? Какие слова говорят на могилах? Какое отношение к могилам, к надгробию? Есть ли обычай причитать по умершим, погибшим? Может быть, существовал в прошлом, в т.ч. в Великую Отечественную войну? Сохраняется ли это обычай сейчас и среди людей какого возраста? Что такое «прощёный ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ день» на Масленицу? Кто у кого и за что просит прощения (дети у родителей, соседи, родственники)? Как это делалось, какие слова говорят при этом? Существует ли обычай сейчас, в т.ч. среди молодёжи и обязательно ли?

7. Как прежде блюли авторитет (честь) семьи, рода-племени? Были ли опасения опорочить поведением отца и мать, свою семью (и почему)? Влиял ли авторитет семьи на судьбу дочери-невесты или сына-жениха? «Береги честь смолоду», «Честь пива лучше», «Честь ум рождает, а бесчестье последний отнимает», «Честь головою сберегают», «Дай Бог деток, дай Бог и путных», «Отцу-матери бесчестье – роду-племени укор» (о неудачных детях). «Детки ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец», или какие-то другие пословицы употребляются в быту и какой смысл в них вкладывают?

8. Есть ли в селе колдуны, знахари и старцы? Обращаются ли к ним за советом или за помощью? Кто прежде обращался и кто теперь? Пользуются ли они авторитетом и заслуживают ли его (т.е. помогают ли)?

9. Что, какие причины меняют отношения между старшими и молодыми представителями семей? Как относятся к мнению, что техника отрицательно повлияла на авторитет старших, можно ли считать? Что техника делает ненужным опыт старших?

10. Роль старших в организации и соблюдении старых праздников: святок и нового ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ года, Пасхи и масленицы, 40 мучеников, Ильина дня, Троицы? Участвует молодёжь в их проведении?

11. Место старшего поколения в проведении таких ритуалов как свадьба, похороны, поминки, крещение детей, приём гостей. Какие присловья сохранились? Перенимается ли опыт и что именно?

12. Какую роль играли старшие (и старики) в воспитании внуков? Передаются ли старые навыки ухода: кормление, успокаивание, игры с ребёнком? Передаются ли колыбельные песни и др., загадываются ли детям загадки (какие), игры при воспитании?

13. Отличается ли речь молодёжи от речи родителей?

Какое мнение информантов: что должно бы сохраняться из прошлого в отношениях между старшими и младшими поколениями? Что пошло бы на пользу?

Частушки ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ современные, о нашем времени: о перестройке, верховном совете, борьбе с пьянством, индивидуальных подрядах.

Любимые поговорки ваших бабушки, дедушки, отца, матери.

Есть в селе семьи, работающие по индивидуальному (арендному) подряду? Чем они заняты (на ферме, поле, бахче)? Много ли их? Получается ли у них? [дело] Выгодно ли колхозу? Как относятся к ним односельчане? Не собирается ли ещё кто-нибудь переходить на индивидуальный подряд? Привьётся ли он (подряд)? Почему? Обо всём подробно, от разных лиц.


documentarbcdrl.html
documentarbclbt.html
documentarbcsmb.html
documentarbczwj.html
documentarbdhgr.html
Документ ЭТНОЭТИКЕТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ