Глава вторая ______ _____99

Во фрустрирующих ситуациях испытуемыеэтого типа ориен­тированы строго на самих себя, они демонстрируют инпунтивную реакцию (направленную на себя) и сосредоточиваются на самоза­щите (или самообвинениях) вместо достижения цели. Короче го­воря, в ситуации стресса представители этого типа предпочитают думать о том, как им избежать ответственности.

Внутренняя организация личностного времени у этого типа от­личается большим своеобразием, что и вызвало у нас колебания в обозначении этой группы. Прежде всего обращает на себя внимание высокий уровень развития личностной перспективы. Все характе­ристики линии будущего говорят о целеволевых качествах этих людей, их настойчивости, их сосредоточенности на достижении цели;

линия будущего у них высокоструктурирована Глава вторая ______ _____99, образы будущего сцеплены между собой. Эти показатели достоверно выше, чем у представителей всех других типов, т. е. они самые настойчивые, самые последовательные, более других мотивированы на воплощение будущих планов. Их линия будущего — сходящаяся, более того, самая сходящаяся из линий всех типов. Это значит, что они пред­почитают однонаправленный способ планирования (чтобы не распы­ляться), т. е. составляют только один — генеральный — план на бу­дущее и в дальнейшем воплощают именно его, не признавая никаких отклонений (которые, возможно, фрустрируют их).

Разумеется, отказ от альтернатив и жесткое планирование гово­рят о развитии у них конвергентного мышления и нетворческом осуществлении жи1ненного Глава вторая ______ _____99 пути. Но высочайший (из всей выборки) уровень целеволевых качеств мог бы это компенсировать, если бы соответствующее развитие у них получила бы и когнитивная пер­спектива. Однако, как показал Организационный тест, их когнитив­ные способности в условиях управленческой деятельности оставляют желать лучшего, поскольку многие задания Организационного теста представляли собой чисто интеллектуальные задачи, похожие на те, что используются в тесте на интеллект. В рамках их внутреннего времени также наблюдается слабое развитие когнитивной перспек­тивы, но не в виде отсутствия планов, а, скорее, в виде наличия громадного количества (высокий уровень показателя «легкость пред­ставления образов будущего») нереалистичных, непродуманных пла­нов. С одной Глава вторая ______ _____99 стороны, тщательному планированию мешает слабое развитие общих когнитивных функций. С другой — образы их будущего — не объективированы, т. е. представляются в простран­стве субъективно внутреннем («внутри головы»), а не внешнем. Вообще в психологии принято определять свойство объективации образа как необходимое, чтобы образ мог служить регулятором дей­ствий или эталоном активности: «чтобы модель была воплощена в практику, проект реализован или перцептивная гипотеза проверена, образ должен быть объективирован, т. е. находится там, где нахо-

100___Личностная организация времени деятельности _

дится реальность, оригинал» [104, с. 202]. И в наших предыдущих исследованиях было показано, что испытуемые с необъективирован­ными образами отличаются «громадьем» нереалистичных планов («хочу стать шпионом Глава вторая ______ _____99», «считаю себя королевой») [28]. Так что именно необъективированность образов будущего послужила опре­деляющим показателем для обозначения типа — «прожектеры».



Что же касается управленческой функции представителей этого типа, то противоречие основных характеристик (высокие целе-волевые качества при нереалистичности планов, стремление занять руководящее положение при неумении спланировать деятельность и т. д.) не позволяет сделать однозначных выводов об их дальнейшей судьбе. Многое будет зависеть от жизненной перспективы, т. е. тех жизненных обстоятельств (начальный капитал, связи и пр.), которые не зависят от результатов наших тестов. Один из наиболее адекватных вариантов самовыражения для представителей этого типа — место ответственного исполнителя (заместителя, снабжен­ца, секретаря), человека, который выполняет чужие планы, пере Глава вторая ______ _____99­давая распоряжения вышестоящего начальника. Однако если пред­ставитель этого типа научится искусству планирования и разовьет в себе когнитивные качества, то с его целеустремленностью он мо­жет продвинуться достаточно далеко. Опять же в некоторых направ­лениях бизнеса слабые качества этого типа (нетворческий характер планирования, отсутствие гибкости мышления, неразвитая рефлек­сия и низкая самокритичность) могут даже обернуться сильными сторонами при хорошей настойчивости и силе воли. Но все-таки невысокий интеллект, наверное, поставит свои ограничения хотя бы потому, что, по данным западных психологов, способность к управленческой деятельности растет вместе с IQ [9].

Четвертый тип — пассивные (24%). Средние показатели дело­вого мышления (3,8-4,6 балла), средние Глава вторая ______ _____99 показатели способности к управлению групп (3,3 балла). Способность к планированию не­сколько выше, чем у предыдущего типа, но много меньше, чем у успешной группы (1,8 балла). По количеству верно решенных заданий представители этой группы незначительно отличаются от предыдущей (чуть-чуть успешнее), но по качеству интрапсихичес-ких мыслительных процессов, лежащих в основании их внешней активности, — это крайние противоположности.

По реакции во фрустрирующих ситуациях этот тип похож на «руководителей»: также преобладает эмпутивная реакция, направ­ленная преимущественно на внешнее окружение — объективный мир и Других людей, но в отличие от них у этого типа не выражена фиксация на самозащите, зато преобладает фиксация на Глава вторая ______ _____99 препят­ствии. Иными словами, в опасной ситуации представители этого типа зацикливаются на опасности, замечают и обращают внимание только на тревожные сигналы и часто переоценивают ее. Обращает на себя

Глава вторая _„'-_ _____У?!

внимание и самый низкий из всей выборки (достоверный в ряде случаев) уровень инпутивных реакций, направленных на самого себя, т. е. представители этого типа при фрустрирующих обстоятель­ствах не склонны выдвигать себя в качестве активных субъектов ситуации: брать ответственность или вину, искать способы разреше­ния и т. д. Ответственность за случившееся должен взять на себя внешний мир, ему принадлежит право исправить положение. Такое их качество и предопределило название типа — «пассивные».

Пассивность Глава вторая ______ _____99 проявляется и в структуре внутреннего времени, главным образом в слабом уровне развития личностной перспек­тивы. Один из показателей линии будущего, характеризующий мотивационный и целеволевой компонент перспективы — «наличие сцепления между образами», — очень низок, достоверно ниже, чем у предыдущего типа. Когнитивная перспектива достаточно развита, образы будущего самые объективированные из всей выборки, и генерируются эти образы достаточно легко. Практически одинако­вое развитие получают и однонаправленный, и прогнозирующий способ планирования будущего, т. е. у студентов этого типа кон­вергентное мышление сменяется дивергентным, и наоборот. Можно сказать так, представители этого типа вполне способны составить разумные, реалистичные планы относительно своей жизни; плани­рование и фантазирование не доставляет Глава вторая ______ _____99 им особых трудностей. Сложности возникают в связи с необходимостью воплощения пла­нов, вот тут-то пассивность (лень) представителей этого типа и дает о себе знать. Возможно, им просто не хочется воплощать придуманные ими же самими планы.

Снижение чувства собственной субъектности проявляется и во внутренней речи этих испытуемых. У них самая низкая частота употребления местоимения «Я» во внутренней речи (достоверно ниже, чем у 2-го и 5-го типов). А люди, не склонные в мыслях говорить «Я», стараются не говорить «Я» и во внешней речи, например, когда распределяется работа или когда нужно взять на себя ответственность. С другой стороны, «Я-концепция Глава вторая ______ _____99» здесь до­статочно сложна, поскольку в своей внутренней речи они иногда обращаются к себе на Ты, что подразумевает внутренний диалог, спор с самим собой и даже самокритику. Во внутреннем мире представителей этого типа существует, хотя и редко, диалог с другими людьми (мысленное обращение к Другим на Ты). Интег­рация с Другими в Мы возможна, но также не часто. Гораздо чаще во внутреннем мире представителей этого типа Другие интег­рируются между собой в Они, и эти Они могут противостоять их личному «Я» (которого и без того «мало»).

Испытуемые пассивного типа вряд ли займут высокие руководя­щие должности, причиной этому Глава вторая ______ _____99 будет не столько отсутствие способ­ностей, сколько все та же пассивность, нежелание брать на себя

102 _ Личностная организация времени деятельности _ __ _ _

инициативу и ответственность, преувеличение опасностиво внешнем мире. Низкий уровень внутренней мотивации может быть скомпен­сирован извне — мотивацией близкого человека, который возьмет на себя роль «кнута». В этом случае возможны определенные успехи, в том числе и в области административного руководства, поскольку некоторые способности к руководству здесь имеются.

Пятый тип — пессимисты (10%). Похожи на индивидуалов тем, что совершенно не пытались руководить группой, делегировать пол­номочия, распоряжаться. По организационному тесту у них способ­ность к руководству группой минимально возможная — 1 балл, но показатели делового мышления Глава вторая ______ _____99 лучшие из этой группы (справив­шиеся с заданиями частично); все показатели выше 4 баллов (4-4,6 балла). Как и у индивидуалов, у них высокая нестандартность мыш­ления, разумеется, для своей группы (4,6 балла). Достаточно хорошо по сравнению с двумя последними типами развита также общая способность к планированию деятельности (3 балла).

Во фрустрирующих ситуациях, как и у индивидуалов, у них преобладает инпутивная (направленная на себя) реакция; выше среднего фиксация на препятствии. Достоверно ниже, чем у других типов, у них уровень импутивных реакций (несубъектных, напри­мер, предполагающих, что «все само устроится», что «ничего страш­ного не происходит»), т. е. представители этого типа не ожидают, что фрустрирующая ситуация разрядится сама Глава вторая ______ _____99 собой по прошествии времени. Уже это может быть косвенным свидетельством песси­мизма, поскольку в социальной психологии считается, что обычно людям свойственно надеяться на лучшее — нереалистичный опти­мизм. А отсутствие такого оптимизма (бессознательной надежды на лучшее) часто является спутником легкой депрессии — «печаль­ный, но мудрый» [81].

Отвержение будущего (возможно, страх перед будущим) особен­но ярко проявляется на уровне внутренней организации личност­ного времени — бессознательных ожиданий относительно собствен­ного будущего. Отвержение будущего начинается уже с того, что представителям этого типа было трудно представлять картины будущего (показатель «легкость представления образов будущего» у них самый низкий по выборке), обычно это бывает, когда Глава вторая ______ _____99 людям по какой-то причине не хочется представлять образы будущего. А причина чаще всего одна — ничего хорошего от будущего они не ждут. Далее, у представителей этого типа (единственного из всех) линия будущего — нисходящая, они неосознанно ожидают в будущем социального понижения, что тоже не способствует опти­мизму. Наконец, их линия будущего сходящаяся. С одной стороны, это говорит о нетворческом планировании, отсутствии альтернатив в планах на будущее, с другой, что им трудно будет отойти от своих собственных пессимистических настроений (которые, овладев


documentaraqtvd.html
documentararbfl.html
documentaraript.html
documentararqab.html
documentararxkj.html
Документ Глава вторая ______ _____99